CMO-Chande-Momentum-Oscillator

Индикатор CMO — Chande Momentum Oscillator

Chande Momentum Oscillator (CMO) – модификация индикатора Momentum, изобретателем которой является трейдер Тушар Чанде (Tushar Chande), который в том числе известен как разработчик индикаторов Aroon и Stochastic-RSI, а также любитель применения сложных нестандартных формул в теханализе. CMO, в отличии от классического Momentum, менее распространен и используется трейдерами на практике не так часто. Появился он в 1994 году и впервые описан в книге «The New Technical Trader».

Идея индикатора следующая — за заданное число периодов n считается движение цены. Для двух соседних свечей берется разность текущей и предыдущей цен закрытия. Если разность положительная (цена растет), она приплюсовывается к итоговому положительному изменению; если разность отрицательная (цена падает), она приплюсовывается к итоговому отрицательному изменению. Значение самого индикатора вычисляется как умноженная на 100% дробь, в числителе которой разность итогового положительного и итогового отрицательного изменений, а в знаменателе их сумма.

формула-СМО

На графике индикатор ничем не отличается по виду от классических осцилляторов. В QUIK по умолчанию не выделена нулевая линия, так что её можно прочертить самостоятельно.

Амплитуда колебаний CMO ограничена значениями -100 и +100. Чем выше поднимается осциллятор, тем сильнее актив «перегрет» и более высокая вероятность отката цены вниз. И наоборот, когда индикатор опускается слишком низко, это означает, что актив недооценен и стоит рассматривать возможности для покупки.

Настройка индикатора и применение

По умолчанию для CMO настроен период 14, однако можно настроить любой другой период, если для конкретного финансового инструмента он работает эффективнее. Уникальность индикатора заключается лишь в его формуле расчета, которую автор посчитал более эффективной в применении. В остальном торговые сигналы по нему те же самые, что и подаваемые индикатором Momentum. Это торговля из зон перекупленности/перепроданности, дивергенции и пересечение медианной линии.

Зоны перепроданности и перекупленности

Согласно комментариям самого автора осциллятора, уровнями перекупленности и перепроданности следует считать значения +50 и -50 соответственно. Вход в сделку осуществляется при выходе осциллятора из зоны, а выход – при появлении противоположного сигнала. Также можно фиксировать часть позиции, если после сигнала индикатор пересекает нулевую линию, но дальше не идет и возвращается обратно. Стоп-лосс можно устанавливать за ближайший ценовой экстремум.

В окне осциллятора уровни необходимо прочертить самостоятельно. Помимо значений -50 и +50 можно использовать свои варианты уровней.

Пересечение нулевой линии

Такой сигнал лучше использовать совместно с показаниями других индикаторов. При пересечении нулевой линии снизу вверх появляется сигнал на покупку, при пересечении сверху вниз – на продажу. При этом рекомендуется учитывать только те пересечения, перед которыми индикаторная линия отошла от нулевой хотя бы на 20-25 единиц, так как при малой амплитуде колебаний сигналы часто бывают ложными.

Дивергенция

Когда на графике цены и индикатора направления линий сопротивления не совпадают вблизи вершины восходящего тренда, формируется «бычья» дивергенция, говорящая о скором развороте вниз. Расхождение же линий поддержки на дне нисходящего тренда формирует «медвежью» дивергенцию и предвещает скорую смены тенденции на рост. Индикатор в данном случае не дает конкретной точки входа, но предупреждает о смене тенденции.